Фортепианные дуэты

25.01.2015

Родоначальником фортепианного дуэта в России считается композитор и пианист Джон Фильд. По происхождению ирландец, он какое-то время в столицах России работал. В числе его учеников — один из популярнейших в свое время фортепианных дуэтов, сестры — виртуозы Каролина и Евгения Цинтль. Забытый за годы революции и Гражданской войны, жанр фортепианного дуэта вновь начал возрождаться с 30 — х годов прошлого века. На концертной эстраде блистают братья Михаил и Адольф Готлибы. Сыгранные, слаженные дуэты проверены годами. Их выступления и репетиционная работа — не просто игра вдвоем, а отдельное психофизическое родство, тончайшее взаимодействие.

 

Исполнитель партии primo, мелодическую линию как правило воплощающий, более свободен в отношении агогики и яркости нюансировки; именно он определяет полетность звучания, те мельчайшие отклонения в динамике и темпе выполнения, которые фразировку определяют, выразительность, а зачастую — и стилистику исполнения сочинения. От исполнителя партии secondo требуется большая основательность, метроритмическая стабильность; именно он поддерживает заданный темп и лепит музыкальную форму произведения, предоставляя общему в незыблемый фундамент метра, одевая мелодию в красочные наряды гармоний и давая ей возможность блистать и царствовать надо всем.С сайта http://stomfm.ru

Фортепианный дуэт можно с балетной парой сравнить, где компаньен secondo выполняет всевозможные поддержки, плавно переносит по сцене primo — балерину, вызывая иллюзию ее нереального полета или сказочной невесомости. Главное внимание восхищенного зрителя приковано именно к грациозно порхающей партнерше, а ее спутник — как бы втором плане, но разве состоялся бы без него настолько очаровательный план 1 — й? Процесс привыкания участников фортепианного ансамбля друг к другу требует не только внимательной слуховой, но и терпеливой психологической работы. Важно умение участника ансамбля находить творческий контакт с партнером. Репертуар фортепианных дуэтов, обычно, менее консервативен, нежели сольный репертуар пианистов.

 

Зачастую ансамблевые произведения переложениями сочинений являются, написанных для симфонического оркестра или других инструментальных составов. Сочинения, предназначенные для выполнения на двух роялях, имеют, обычно, ярко выраженную концертную направленность. Этот жанр музыки последнее время переживает специальный подъем, что во многом связано с регулярным проведением музыкальных конкурсов и фестивалей. Очень часто концертные дуэтные произведения бывают написаны для определенных исполнителей либо по их специальному заказу.