Исполнительские средства трубача
25.04.2015Присутствуя на занятиях в классе Г.Орвида, при первом прочтении незнакомого сочинения студент понятно улавливал общую направленность, принципиальных ошибок в трактовке стиля не допускал. Педагог не навязывал своего мнения, а развивал более углубленное понимание внутреннего смысла произведения, внося в общий план едва заметные штрихи, благодаря которым исполнительский замысел закреплялся. Невольно сравнение его работы с искусством дирижера возникало, который неуловимым движением, мимикой, отдельной репликой исполнению определенный колорит придает. Для лучшего осознания исполнительских задач Г.Орвид рекомендует применять прием игры в замедленном темпе. В таком случае проще логика прослеживается, построения отдельных фраз, пассажей, намного лучше неудобные места укладываются. По материалам ресурса http://empireofmafia.ru
Подчеркнуть нужно, что Г.Орвид никогда не играет механически сам и учеников приучает к вдумчивой, работе сосредоточенной. Он не признает приема утрированного повторения звуков, напротив, старается нюансировку детализировать, тщательно каждую фразу шлифует. На этапе черновой работы в освоении произведения важной задачей становится работа над исполнительскими средствами, для художественного воплощения музыки необходимыми. К основным из них Г.Орвид относит: звук — сильный, красивый, льющийся свободно; динамику — усиление и ослабление звука, владение вариациями динамических градаций; вибрато — прием выполнения, насыщенность и звуку гибкость сообщающий; интонацию — в узком смысле — точное воспроизведение звуков по высоте в процессе исполнения и в широком — как важное средство воплощения художественного образа; агогику — небольшие отклонения от темпа и ритма; артикуляцию и штрихи — разные приемы извлечения, соединения звука и ведения; фразировку — художественно — смысловое разграничение музыкальных построений при исполнении в целях наиболее яркого и верного раскрытия образной композиции произведения; исполнительское дыхание — мастерское владение дыханием позволяет воздействовать на качество звука, выразительность исполнения; технику пальцев. Будучи продолжателем традиций основателя советской школы трубачей М.
Табакова, звук основным капиталом трубача считавшего, Г.Орвид львиную долю времени отводит работе над качеством звука. Его забота о высокой культуре звука не случайна, ибо именно выразительность звучания, как средство исполнительского воплощения мелодии, полнее всего определяет силу эмоционального влияния музыки. Отметить важно, что характер звука он связывает с содержанием исполняемой музыки. Г.Орвид убеждает своих воспитанников не увлекаться масштабной звучностью, а исходить из характера и стиля каждого определенного сочинения.