Фортепианный дуэт в музыкальной исполнительской культуре

25.01.2016

Является фортепиано, пожалуй, наиболее универсальным изо всех существовавших когда-либо музыкальных инструментов. Оно широчайшим диапазоном средств художественной выразительности обладает, в музыкальной практике используемых. Фортепиано может передать все многообразие палитры звуковых красок, воспроизвести различный объем звукового потока — как по горизонтали, так и по вертикали. Ему подвластно исполнение различных музыкальных штрихов и широчайшей шкалы темпов — от самых медленных до предельно быстрых. Единственный недостаток инструмента — последующее за нажатием клавиши угасание звука — исполнитель, который обладает некоторыми навыками работы над фортепианным звуковедением, всегда сможет нивелировать путем работы над целостной линией музыкальной мысли. Универсализм фортепиано явился последствием длительной эволюции классического европейского музыкального инструментария. Подробнее на ресурсе http://magicandluck.ru

 

По официальной версии, фортепиано было сконструировано триста лет назад флорентинцем Бартоломео Кристофори. Поиски идеального, универсального по своим возможностям инструмента привели к созданию уникума, совмещавшего в себе важнейшие конструктивно — механические и качественные параметры многих других инструментов предшествующих эпох. Горизонтальное расположение клавиатуры предоставило исполнителям возможность не только сольной, но и ансамблевой игры на одном инструменте. И в этом качестве фортепиано не найдется одинаковых! Ни на одном другом музыкальном инструменте не могут сразу играть 2 исполнителя, взаимно дополняя друг друга в создании единого целого. За фортепиано стало возможным воспроизведение почти любого симфонического, вокального или инструментально — ансамблевого сочинения в переложении или свободной обработке как для одного, так и для двоих исполнителей.

 

При этом, руки четыре, само собой, способны справиться с намного более насыщенной и объемной фактурой, нежели две. Пополнение фортепианного репертуара произведениями, для других инструментов написанными, голоса или инструментальных составов с типичными ля них жанрами, образными сферами и музыкальными формами, способствовало развитию содержательности собственно фортепианных жанров, совершенствованию пианистической фактуры и многообразию исполнительских артикуляционных приемов. Уже к середине 19 столетия фортепианный дуэт стал очень популярной формой домашнего музицирования и салонного исполнительства.