Влияния свойства нервной системы при подготовке и проведения урока физической культуры
26.06.2017Для изучения адаптации учителей с разными свойствами нервной системы к одинаковым требованиям избранной профессии была составлена анкета по оценке структурных компонентов деятельности начинающих учителей.
В этой анкете надо дать ответы на следующие вопросы:
1. Имеет ли учитель физической культуры постоянное общественное поручение?
2. Ответственно ли относится к своей педагогической работе?
3. Хорошо ли владеет учебным предметом?
4. Интересно ли и разнообразно проводит уроки?
5. Является ли хорошим организатором учащихся?
6. Хорошо ли ладит с детьми на уроке?
7. Изучает ли учащихся, их индивидуальные особенности?
8. Изобретателен ли в построении уроков?
Как правило, ответы на эти вопросы давала администрация школ, где выпускники института проходили практику, начинали свою педагогическую деятельность. Оценивался по 10 балльной шкале оценок каждый из вопросов анкеты.
Кроме того, учитывалось умение начинающего учителя творчески организовывать работу по физкультуре импровизирует, в случае необходимости может легко перестроиться. И еще одно их преимущество: они умеют в нужные моменты осуществлять мобилизацию всех своих возможностей.
На уроке у них, в зависимости от конкретных задач, особенностей и состояния учеников, характера изучаемой техники, места и времени занятий и многих других условий, наблюдается упорядочение своих действий, определение последовательности упражнений, сочетание способов и методических приемов обучения, образцовый показ, организация отделений и подгрупп, определение заданий им, смена мест занятий, распределение учебного инвентаря.
Как видим, конструктивный компонент деятельности у педагогов с сильной подвижной нервной системой менее выражен, чем у коллег с сильной инертной и слабой нервной системой. Но анализ их деятельности показал, что они часто варьируют способы труда.
Изменение обстановки, появление непредвиденных условий вызывают у них изменение способов действий в соответствии с новыми учебными ситуациями. Эффективность их действий обусловлена способностью все увидеть, быстро сориентироваться, оперативно учитывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их, успевать по ходу 45 мин. занятий исправлять ошибки в выполняемых упражнениях.
Таким образом, при подготовке к уроку и те и другие начинающие учителя руководствуются теми дидактическими основами, которым необходимо следовать каждому начинающему педагогу. Цель действия у них одна, а способы работы индивидуально своеобразные.
Все начинающие учителя добросовестно трудятся, стремятся овладеть профессией, но не сразу достигают успеха.